Мы на «Верстаке» считаем, что представление научного знания может стать ярким и ни на что не похожим опытом, который, к тому же, будет по-своему дополнять исследование.
Чтобы это доказать, мы объединили свои усилия с Исследовательской группой ЦИРКОН. Созданный нами макет печатного издания для отчёта«Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ» мы с коллегами из группы ЦИРКОН представили в рамках VI Грушинской конференции. О том, как поженить социологию и дизайн — в свежем дайджесте «Верстака».
Лёля Жвирблис
координатор проекта со стороны Исследовательской группы ЦИРКОНКак я встретил ваше исследование ¶ Почему современное социологическое исследование невозможно представить без визуальной составляющей?
Сегодня, в эпоху переизбытка информации, её восприятие смещено от текста к визуальной составляющей — владеть словом уже недостаточно, необходимо облачать свою работу в доступную для понимания аудитории оболочку. Более того, наша совместная с бюро «Верстак» работа показала, что визуальные образы, созданные на базе научных данных, не упрощают, а дополняют картину исследования, создавая дополнительные возможности для интерпретации данных.
Для социальных учёных при публикации отчёта необходимо понять, для кого делается публикация и какие каналы распространения будут задействованы. Ведь для эффективного распространения продукта надо понимать потребности своей аудитории. Гипотетически это могут быть:
1. СМИ. Если социолог хочет представить результаты своего исследования широкой аудитории, он должен заинтересовать СМИ. Но привлечь внимание журналистов и определить, понятно ли и интересно исследование для аудитории СМИ, можно только при помощи яркого пресс-релиза с визуализацией данных. В противном случае работники СМИ могут попытаться самостоятельно визуализировать текст, что может привести к нежелательным последствиям, вплоть до искажения результатов работы.
2. Широкий круг читателей. Все мы кликаем на красивые картинки и можем заинтересоваться материалом только по иллюстрации. Эту простую формулу нужно помнить всегда: сначала люди воспринимают фотографии, потом — понятные визуализации, и только затем — текст.
3. Управленцы. Им необходимы понятные анализ и выводы, а также возможность поиска дополнительных смыслов и инсайтов. Дайте им их!
4. Исследователи. Часто социологи читают результаты исследований коллег, выделяя для себя только методологию. Используйте это знание и при вёрстке выделите методологическую часть фоном или чертой — так считать её будет значительно легче. Также исследователи часто используют результаты работы своих коллег при подготовке собственных статей и презентаций, то есть ищут в данных дополнительные смыслы, подходящие под их собственные задачи. Визуализация поможет им «читать между строк» — увидеть больше информации, чем представлено в отчёте.
Кто же должен заниматься визуализацией, если социологи обладают знаниями, но не умеют подавать их красиво, а дизайнеры имеют все необходимые инструменты, но не владеют социологическим языком?
Необходим своего рода переводчик с социологического языка на дизайнерский — человек, обладающий дополнительными компетенциями, главной задачей которого станет создание прототипа каждой визуализации: постановка ТЗ для каждого будущего изображения, объяснение целей визуализации и того, что хотелось бы с помощью неё рассказать. Иными словами, необходим продюсер проекта.
Мария Черных
координатор проекта со стороны бюро«Верстак»
Эй, продюсер! ¶ Как спродюсировать визуализацию социологического исследования.
При совместной работе всегда есть что-то, что ускользает от внимания в «горячей» фазе проекта и снижает итоговую продуктивность. Именно поэтому сотрудничество, диалог между заказчиком и исполнителем должны базироваться на взаимном доверии и уважении. Составление грамотного договора здесь — залог успеха. Что должно быть прописано в таком договоре, подписанном обеими сторонами?
1. Главные вопросы. Первым делом подробно, но простыми и понятными словами сформулируйте задачу: для кого будет сделан продукт и какова его цель? Задавайте себе эти вопросы на каждом этапе работы.
2. Чёткий план. Ещё до начала работы необходимо утвердить с исполнителем план и контент проекта, а также прописать, что вы будете делать на каждом конкретном этапе. Не бойтесь потратить на это лишние время и силы — в дальнейшем план упростит и ускорит работу, а также поможет обойтись без неприятных сюрпризов для обеих сторон.
3. Активный диалог. Не бойтесь задавать вопросы и отвечать на них, ведь вы и заказчик — профессионалы из разных сфер, говорите на разных языках, и это нормально. Молчание часто значит, что что-то идёт не так. И ещё одно: назначьте по одному уполномоченному менеджеру по проекту с вашей стороны и стороны заказчика — в противном случае получится как в басне про лебедя, рака и щуку.
4. Доверие профессионалам. Если Вы доверяете зубному врачу, то не оспариваете его решение. Дизайн — это то же, только без анестезии. Вы неспроста обратились к профессионалам и можете быть уверены, что получите качественное решение.
5. Чек-поинты. Чётко формулируйте и не меняйте решения в ходе выполнения работы. Именно от промежуточных утверждений зависит дальнейшая работа над проектом, поэтому нельзя просто так взять и вернуться на несколько итераций назад, чтобы изменить контент. То есть можно, конечно (как известно, нет ничего невозможного), но на это придётся потратить время и дополнительный бюджет.
Денис Пономарёв
арт-директор бюро «Верстак»Визуализируй это! ¶ На чём построить взаимодействие социолога и дизайнера?
Невозможно заставить дизайнера полюбить ваше исследование больше, чем любите его вы сами. Зато дизайнера можно заинтересовать. Для этого следуйте пяти простым правилам:
1. Расскажите дизайнеру, о чём ваше исследование, так, как если бы вы объясняли это… скажем, своей бабушке. Что вы изучали и почему это важно? Как только дизайнер поймёт, что вам нужно, работа пойдёт как по маслу.
2. Обратите внимание на аудиторию исследования: кто будет знакомиться с результатами вашей работы и в какой форме ему это будет привычнее и удобнее сделать? Форм-фактор издания подскажет вам, какие использовать материалы и способы брошюровки.
3. Определите каналы распространения. Помните, что визуализация исследования — это, по сути, производство целой группы материалов для распространения в печатной и электронной форме.
4. Подскажите дизайнеру, на чём нужно сделать акцент, а чего избегать, чтобы не плодить сущности — иными словами, где схватиться за «бритву Оккама»? Никто не знает, как рассказать вашу историю, лучше вас.
5. Сократите информационный шум до минимума: переносите в визуальную часть только то, что действительно важно, и не усложняйте инфографику.
Наука — это круто, весело и красиво. Надеемся, что теперь вы уверены в этом не меньше, чем команда «Верстака». И помните: когда вы постите на своей стеночке в социальной сети очередную забавную картинку или остроумно комментируете чью-то фотографию при помощи мема — это тоже социология.